Завершился двухдневный визит в Луганск Патриарха Кирилла. Отличительной чертой данного визита от всех предыдущих посещений Украины Патриархом, стала показательная аполитичность.
Официальной причиной посещения Патриархом РПЦ Луганска стало 20-летие основания Луганской епархии УПЦ МП. В этой связи, нельзя не отметить и ещё одну примечательную особенность. В отличие от прошлых посещений, в Луганск на встречу с Кириллом не приехал ни один руководитель страны. Встречали Патриарха и постоянно находились с ним кроме Протоиерея Луганского Александра Авдюгина, председатель Луганской облгосадминистрации Владимир Пристюк, председатель облсовета Валерий Голенко и мэр Луганска Сергей Кравченко.
Также в преддверие визита, не было и каких либо официальных комментариев, за исключением заявления министра образования Д. Табачника, сделанного им в духе оправдания политики «русского мира» и, как всегда, с претензией на скандальность.
Третьей особенностью представляется отсутствие реакции на завершившийся визит Патриарха РПЦ со стороны руководства УПЦ Московского патриархата. Зато другой митрополит УПЦ Киевского патриархата Филарет выступил с пространными и даже в чем-то сенсационными комментариями.
Так Филарет опроверг версию вирусного заболевания Кирилла, якобы подхваченного им во время последнего визита в Украину в июле. По его мнению, у Патриарха Кирилла был инфаркт после нелицеприятной беседы с митрополитом Владимиром по поводу будущего подчинения УПЦ МП Российской православной церкви.
Также глава УПЦ КП объясняет отсутствие интереса к нынешнему визиту Патриарха со стороны светской власти Украины тем, что президент Янукович «теперь увидел, куда патриарх Кирилл тянет Украину. И то, что президент в последнее время озвучил твердую позицию, что Украина - государство, и он не позволит, чтобы с таким крупным государством обращались как с младшим братом, свидетельствует о том, что президент защищает интересы Украины».
Филарет считает деятельность Патриарха Кирилла по отношению к Украине политически деструктивной: «Если Украинская церковь, духовная основа государства, будет подчинена Москве, то подчинить само государство уже несложно. Ведь душа у него будет в чужих руках. Поэтому на церковь как на учреждение, влияющее на души людей, Москва возлагает большие надежды. И именно от церкви во многом зависит, будет Украина государством или не будет».
«Что такое "Русский мир"?», - задается вопросом Филарет, и сам же отвечает, - «Это та же Российская империя в каком-то новом виде. Политика это или нет? Конечно, политика. Это использование церкви с намерением создать новое государство под руководством Москвы. Когда патриарх Кирилл приезжает сюда и говорит о вступлении Украины в Таможенный союз - а мы знаем, что об этом он говорил во время летнего визита, - разве это духовность? Поэтому, когда он впервые приехал в Украину, и его тут и президент хорошо принял, и правительство, то общественность и СМИ оценили его как политического деятеля. Он занимался больше политикой, чем духовными делами».
Сам же Патриарх Кирилл на этот раз о политике не говорил. Ограничился чисто духовными мероприятиями. Подарил Луганской епархии икону Казанской Божьей Матери, провел Литургию на Театральной площади, выступил с проповедью евангельского чтения, возложил венки к могиле Неизвестного солдата и даже встретился с молодоженами. В заключение визита Патриарх освятил «закладной камень» в строительство храма на территории Луганской детской больницы. И отбыл восвояси. Как видим, обошлось без политики, даже нарочито как-то и демонстративно.
Однако искренни ли умиления по этому поводу руководителя Луганской епархии УПЦ МП отца Авдюгина? Так ли уж без политики?
На самом деле политические мотивы просматривались повсеместно, начиная с подготовки Луганских властей к приему владыки Русской православной церкви. «Русским миром» и ностальгией по временам СССР давно пропитана атмосфера городского и областного советов Луганщины.
Приезд Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Луганск сопровождался принуждением студентов и преподавателей ВУЗов к принятию участия в молебнах, что вызвало общественный протест у представителей местной интеллигенции.
А разве не чистой воды политикой пропитаны слова Кирилловой проповеди о двойной анафеме бесноватым: «Распространяйте свет Божий вокруг себя, чтобы изгнать из рода человеческого всякое беснование, будь то интеллектуальное или же происходящее от злой воли человеческой. «На всех бесноватых налагается двойная анафема, какое бы они ни занимали место в политике и других сферах жизни. Некоторые политические лидеры и философы перемолачивали судьбы людей, которые только через годы понимали, что то были бесноватые».
Нетрудно догадаться, кого подразумевал в качестве «бесноватых» владыка Кирилл. Это без скидок на занимаемые посты и авторитет те политики и философы, которые выступают за Евроинтеграцию Украины. Им противостоит воинство света из числа пророссийских политиков, зовущих в Таможенный Союз и обновленную Российскую империю.
Все же, почему все-таки Луганск? А не, скажем, Запорожье. Запорожской епархии УПЦ МП тоже 20 лет, как впрочем, и в любой другой области Украины.
Чем наши городской и областной советы хуже? Более того, наши депутаты в приверженности идеям «Русского мира» ещё дадут фору луганским. Достаточно упомянуть об исторических решениях областного совета по поводу введения для русого языка статуса национального. Да и наши лидеры, и священнослужители ничуть не уступают Луганским в искусстве собирать верноподданнические массовки. Что касается количества приверженцев промосковских идей, то таковых в Запорожье, пожалуй, даже больше из простого расчета превосходства в численности населения областных центров.
Единственным обстоятельством в пользу высочайшего выбора именно Луганска, можно смело считать географическо расположение. Луганская область на протяжении доброй половины своей территории граничит с Российской федерацией. Запорожская тоже граничит, но как? Через Азовское море. А это, как говорят в Одессе – «две большие разницы».
Запорожский потенциал для дела «Русского мира» хотя и могуч не менее, чем Луганский, но затруднителен в практическом использовании. Потому – бесперспективен. В Луганске же, брошенные на алтарь «святого» дела «Русого мира» и объединения РПЦ с УПЦ МП усилия, обещают прорости буйным махровым «черносотенным» цветом. Надо только работать… И когда соответствующие настроения достигнут критической массы и станут преобладающими в настроениях большей части населения, вполне реально начать реальный процесс торжества российской идеи Великой и Неделимой с отторжения одной (первой?) части доселе унитарного государства Украины. Сделать то можно простым, пусть даже антиконституционным, областным референдумом. Разумеется при условии нахождения на границе ограниченного, но мощного военного контингента российской армии.
Вот почему Патриарху Кириллу, как главной движущей силы в распространении идей «Русского мира» на просторах бывшего Советского Союза, недосуг посещать украинскую глубинку. Судьба политики единого российского геополитического вектора находится на приграничных территориях. Так что, запорожским многочисленным поклонникам и поклонницам святейшего Патриарха Кирилла предстоит запастись смиренным терпением.
Вадим Вышинский
Комментарии
Статья наверняка задела за живое и попала в точку.
RSS лента комментариев этой записи