Четверг, апреля 25, 2024

23201.jpg.700Мудрому и амбициозному народу Украины посвящается

2011 год на исходе. В этом году Украине исполнилось двадцать лет. Двадцать лет независимости. Двадцать лет поиска. Двадцать лет тупика. Я отчетливо помню 1991 год, когда наша страна приобрела независимость, а я стал студентом-первокурсником. Нам, студентам, как и всему населению, с экранов телевизоров тогда рассказывалось о том, что у нас мощнейшая промышленная база, лучшие в мире черноземы, уникальное географическое положение, огромный научный потенциал, мудрый и амбициозный народ — пройдет каких-то двадцать лет, и мы с таким богатством запросто будем жить не хуже, чем во Франции. Тогда очень любили сравнивать Украину с Францией.

Прошло двадцать лет… За эти же годы голодающий двадцать лет назад Китай стал одним из мировых экономических лидеров, нищая Индия продемонст­рировала виртуозность не просто в модернизации, а в смене структуры производственной базы национальной экономики, став одним из мировых лидеров на рынках биотехнологий и программного обеспечения. А Ук­раина все еще пытается выйти на уровень производства 1991 года, то есть вернуться хотя бы на стартовые позиции. И точно так же, как и двадцать лет назад, но уже другим двадцатилетним студентам с экранов телевизоров рассказывается о том, что у нас все та же мощнейшая промышленная база, лучшие в мире черноземы, уникальное географическое положение, огромный научный потенциал, мудрый и амбициозный народ, и пройдет всего каких-то двадцать лет…
Я берусь утверждать, что мудрый и амбициозный украинский народ страдает крайним ослаблением личности, что делает невозможным какой-либо социально-экономический прорыв, и жить, «как во Франции», ему не светит.
Изначально в первые годы независимости обществу была представлена половинчатая концепция свободы, как свобода от чего-то, от какого-то ярма. И что же? Освободился наш человек от ярма и что дальше? А дальше свободой стала считаться безответственность, пока новое ярмо не станет единственным завоеванием. За двадцать лет в сознании простого украинца, вследствие стремительного ослабления его личности, им же самим был полностью уничтожен главный инстинкт свободы — ответственность за будущее.
Ослабление личности резко снижает и нивелирует новаторс­кий потенциал общества. Оно становится инерционным и руко­водствуется не стремлением к творческой самореализации, а разного рода стереотипами, называя прогрессом вечное хождение по кругу. Цепью стереотипов наше общество прочно приковано к прошлому. И как бы далеко ни устремлялись его цели, как бы быстро ни хотелось ему бежать, эта цепь всегда бежит вместе с ним, пока не заканчивается ее длина.
В результате ослабления личности человек становится робким и нерешительным. Ослаб­ление личности приводит к искажению всех форм об­щественной жизни, когда ложь называется правдой, отсутствие справедливости — правосудием, не способность к критическому мыш­лению — мудростью, а
рабс­кое сознание — амби­циозностью.
Ослабление личности прев­ратило украинцев почти в сплош­ных людей-теней: никто не осмеливается проявить свою личность, но каждый носит мас­ку образованного человека, или пекущегося о благе народа политика, или ученого, или благородного бизнесмена, или справедливого судьи. При этом все общество знает, что за этими масками скрывается зачастую прямая противоположность, но само надевает маску презрительно-высокомерного равнодушия. Все демонстрируют приверженность справедливости, честность, открытость, бескорыстие, любовь, доброту, религиозность. А на деле вся действительность пронизана ложью, завистью, подлостью, предательством, и толпы христиан поклоняются золотому тельцу.
Если сорвать маски, то обнаружится убожество и духовная нищета современного человека, а на месте демонстрируемого простым украинцем презрительного равнодушия к существующему порядку вещей мы увидим неверие в себя, завистливость, робость и животную покорность.
В результате ослабления личности общество становится лживым, а несправедливость — главным фактическим принципом его существования, так как лишь правдивый человек обладает безусловной решимостью быть справедливым. Страна переполнена людьми, которые «служат истине», но почему-то достижение справедливости встречается крайне редко. Не потому ли, что в обществе, страдающем ослаблением личности, не справедливость творит суд и не милость выносит приговор? Наоборот, наиболее ужасные страдания выпадают на долю людей, обладающих стремлением к справедливости.
В результате ослабления личности единственное, в чем дейст­вительно преуспевает каждый член общества, искусство притворяться. Наивысшей вершины достигает оно в политике. Здесь обман, лицемерие, лесть, ложь, предательство, разыгрывание комедий перед другими и перед собой являются главными правилами и законами. Поскольку политик хочет удержаться на вершине общественной пирамиды, он при естественном для современного общества порядке вещей пользуется своим интеллектом прежде всего для притворства. В таких условиях мифическое моральное обязательство быть прав­дивым трансформируется в фактическое моральное обязательство лгать соразмерно принятой условности, то есть лгать стадно и в одном обязательном для всех стиле. Удивительно и непонятно, каким образом у народа, непосредственно породившего такую социальную систему, может возникать надежда на иск­реннее стремление данной системы к истине и справедливости?
Десятки лет наши политики благодаря нашему «мудрому и амбициозному» народу постоянно меняются местами, называя себя то властью, то оппозицией. По мере измельчания простого украинца происходит своего рода измельчание созданной им же и власти, и оппозиции. Первая не видит своего предназначения в контексте героической истории, то есть не стремится быть ее страницами, а вторая вырождается в вещь в себе, оппозиция ради оппозиции, перефразируя Чехова — оппозиция в футляре. Политика больших карликов. Все наши политические партии и государственное устройство — следствие ослабления личности, следствие упадка.
Результат ослабления личности — деградация и девальвация исторического чувства народа. Действительно амбициозный народ, как показывает история, всегда рождал лидера, который избирал своей целью счастье этого народа. Большей частью такого лидера интересовала не какая-либо награда или богатство, а слава — почетное место в храме истории. Украинский народ пока что рождает преимущественно тех, кто проходит мимо истории, а иллюзия уважения к своим вождям держится не на уважении за заслуги, а на страхе быть наказанным за неуважение. Ослабление личности простого украинца приводит к тому, что в результате его вождями становятся знатоки великого будущего без способности к этому великому. Результат — те, кто не становятся страницами истории, превращаются в пыль на ее страницах.
Необыкновенная медлительность развития Украины, частое движение вспять и топтание на месте — все это следствие того, что ослабление личности украинца прошло очень успешно и стало передаваться по наследству.
Страдая крайним ослаблением личности, украинцы становятся рабами чужих слов, чужих мне­ний и примитивных желаний. На смену амбициозному народу начала 90-х прошлого века, отстоявшему независимость своей страны, пришли люди-тени, амбиции которых в реве на стадионах, танцах на «майдансах», и в бесконечных кастингах на всевозможные шоу «со звездами». Та­кую амбициозность я называю великанством пигмеев. На смену героическому мышлению первых лет независимости приходит «амбициозность и мудрость» приспосабливающегося, нивелирующего, посредственного, трусливого образа мыслей.
В условиях ослабления личности происходит перерождение института власти как власти народа. В конце концов это перерождение приводит к ситуации, когда власть от народа, страдающего недугом ослабления личности, начинает воспринимать себя как власть над народом и даже вопреки народу, то есть осуществляется психологический раскол между народом и созданной им властью. Происходит вырождение демократии в псевдодемократическую форму правления. В такой ситуации власть смотрит на народ уже не как на цель, а как на средство. Не государство выступает слугой человека, а человек — слугой государства. Соот­ветственно, народ в своей душе начинает воспринимать власть как нечто ему враждебное, а речи власти о заботе о простом человеке — как сплошное лицемерие. Происходит имитация лояльнос­ти: власть делает вид, что защищает интересы народа, а народ делает вид, что верит власти. В таких условиях имитационную форму приобретают все сферы общественной жизни: демократические выборы, законотворчество, правосудие, образование, здравоохранение, наука, религия и т.д.
Корабль Украина уже не один десяток лет медленно погружается в мир иллюзий. В таких условиях представители капитанского мостика вынуждены укреплять и поддерживать эту вымышленную реальность, не давать раскачивать корабль, иначе он может опрокинуться до того, как потонет сам по себе, и великие кормчие не успеют попрыгать в шлюпки и спасти свои сундуки с золотом.
В условиях прогрессирования имитационных форм общест­венной жизни медленное коллективное самоубийство в сознании большинства приобретает характер стабильности. В об­щест­ве имитационной религиозности фактическим грехом становиться говорить правду, а ложь, наоборот, воспринимается как благо во имя спокойствия.
Ослабление личности приводит к тому, что «мудрый и амбициозный» народ отворачивает глаза и молчит, когда за грехи виноватых приносят в жертву невиновных; когда будущее его детей — дешевая рабочая сила; когда его нищета и бедность — залог богатства его кумиров.
Мировая история не знает примеров, когда подобное ослаб­ление личности, потеря народом инстинкта ответственности за будущее своей страны не заканчивалось бы для этого народа великой трагедией.
Общество, страдающее ос­лаб­лением личности, создает совершенно парадоксальную уп­равляющую им систему, именуе­мую государством. Намерение создать государство, пользующееся уважением и любовью своих сограждан, почему-то всегда приводит к прямо противоположному результату — государству, которое в душах создавших его людей вызывает страх и ненависть. Об­щество смиренного лицемерия вместо бога любви всегда создает кровожадного монстра и время от времени со смешанным чувством стыда и страха приносит ему человеческие жертвы.
Страдающее ослаблением личности общество инстинктивно создает абсолютно и чрезмерно зарегламентированную и забюрократизированную социально-правовую систему, делающую невозможным ненарушение каких-нибудь из бесчисленных законов. Такая система представляет собой надежное препятствие для появления сильных личностей, способных бросить вызов существующему порядку вещей. Все без исключения, начиная от нищего и заканчивая олигархом, от малых детей до вершителей судеб страны, от обвиняемых до судей, должны ощущать себя преступниками. Имен­но через создание правовой системы, превращающей всех без исключения членов общества в преступников, социум, страдающий ослаблением личности, реа­лизует принцип равенства. Ра­венство всех граждан-преступников перед законом. Некоторое время такая система может функционировать достаточно стабильно, если под стабильнос­тью понимать медленное само­уничтожение.
В обществе, страдающем ослаблением личности, люди живут только сегодняшним днем, живут страшно торопливо, жизнью-копией миллионов точно таких же жизней, снимая с себя всякую личную ответственность перед будущим. Такую жизнь они называют «правильной». Правильные люди делают правильные поступки. Именно правильные украинцы создали в Ук­раине правильную систему образования, после которой большинство правильных выпускников этой системы сталкиваются с проблемой бесполезности полученных правильных знаний для реальной жизни. Правильные люди создали правильную систему правосудия, которая работает по правилам, но не по справед­ливости. Правильные люди создали правильную экономику, в которой главное правило: «Если не ешь ты — значит, едят тебя!». Правильные люди создали правильное государство, которое всегда поступает правильно в выборе путей развития собст­венной страны, но маршрут движения зачастую напоминает правильную окружность. Пра­вильные люди создали правильную правовую систему, которая всех их превратила в преступников своих же правил. Они создали и правильную мораль: горячо любить ближнего своего в сердце своем и спокойно проходить мимо, если он умирает на обочине.
Как следствие, правильное общество до такой степени утрачивает способность к объективной оценке явлений, что инс­тинк­тивно предпочитает все разлагающееся, все ускоряющееся приближение конца. По сущест­ву, правильные люди создали правила жизни, которые ведут к уничтожению самой жизни, правильную систему медленного коллективного самоубийства.
Чтобы жить по-другому, нужно научиться мыслить по-дру­гому.
Путь к новой жизни идет через сознание людей, через головы спящих и затравленных, среди которых, как показывает история, снова и снова просыпаются неправильные единицы, которые двигают «правильное» челове­чест­во вперед. Простой украинец должен обладать волей и время от времени пользоваться ее силой, чтобы разбивать и разрушать стереотипы своего сознания, менять окружающую его реальность во имя возможности жить дальше.
Поэтому интересы общего благосостояния требуют самого широкого посева способности критического мышления и генерации у людей воли к переоценке ценностей, к великим преобразованиям в своем сознании.
«Мудрый и амбициозный» народ для того, чтобы сделать шаг вперед, сначала должен признаться себе в собственной пос­редственности, слабовольности, трусливости, наивности и глупости. Только признав и поняв свои недостатки, он сможет стать по-настоящему мудрым, а когда он станет действительно мудрым, тогда и амбиции его будут весомыми, достижения — великими, а история — славной.
Для Украины сильнейшее испытание независимости — умение сохранить себя. Горе Украины в том, что она превращается в страну, презираемую своим собст­венным народом, который не понимает, что на самом деле он презирает сам себя. И выход здесь может быть только один — заставить себя разбудить первобытный инстинкт свободы: ответственность за будущее.
Александр Кендюхов, Зеркало недели

Комментарии   

0 #5 Светлана 30.12.2011 08:59
На что намекаешь, царская морда? Может за женскими спинами будешь прятаться как Временное правительство. Или невооруженных гимназистов как под Крутами "уложим"?
Воин - слово мужского рода! Вот какая петрушка получается.
За половинчатость действий - высокая цена расплаты.
Согласна с момента появления в лексиконе слова "люстрация"! Родина и народ должны знать своих "героев" и баланс украденного. Поголовье крупного рогатого скота надо увеличить, строить свой молокозавод и производить продукцию, за которой "все будут в гости к нам".
0 #4 Европу на царство 29.12.2011 12:02
слишком много тех, кто предпочитает оставаться в стороне, когда нужны разборки со "слугами народа", тех, кто говорит себе и нам - "как бы чего не вышло" а также тех, кто, видя успех своего товарища, делает из -зависти все, чтобы этому товарищу не помочь, а утопить. Потому что только тогда сам счастлив, когда "у соседа корова издохла". Все это - результат коммунистического естественного отбора, когда во власти выживал подлейший из подлецов. А Потльша и, Литва, Латвия, Эстония - прогнали таких и запретили приход их во власть. И сравните - где теперь эти страны и где - мы... Отож. Только люстрация бывшей номенклатуры, их поросли и отранение от любого уровня власти по 7-е поколение. И только тогда мы избавамся от тех, кто пришел в 1917-м году "отнять и поделить".
0 #3 Светлана 29.12.2011 05:51
Да-а-а, настолько мудрый, настолько амбициозный, что безоговорочно дал препарировать себя тупым, пришлым, необразованным рецидивистам, в объятиях которых спрятались казнокрады и те, кто поступательно "объегоривал" нашу страну. Позор!
0 #2 deddon 28.12.2011 20:24
Когда человек доживает до ослабления личности, он ни о чём другом думать не может, не может сосредоточиться хотя бы на минуту, чтобы не думать о том, что у него ослабление личности, он живёт только ослаблением личности, о чём бы он не говорил, всё сводиться к ослаблению личности, говорить он может только об ослаблениеи личности, и только после того, как он просклоняет «ослабление личности» во всех падежах, он успокаивается и идёт на приём к психиатру.
+1 #1 s 28.12.2011 20:12
"Десятки лет наши политики благодаря нашему «мудрому и амбициозному» народу постоянно меняются местами, называя себя то властью, то оппозицией ".

Не очень понятно. Так что, не надо менять? И вправду, зачем? Пусть нынешние симпатяги остаются скока хочут. Лучшего противоядия против "ослабления личности" и придумать трудно!

И вот этот пассаж: "«Мудрый и амбициозный» народ для того, чтобы сделать шаг вперед, сначала должен признаться себе в собственной пос­редственности, слабовольности, трусливости, наивности и глупости. Только признав и поняв свои недостатки, он сможет стать по-настоящему мудрым, а когда он станет действительно мудрым, тогда и амбиции его будут весомыми, достижения — великими, а история — славной".
Хорошо бы, конечно. Только непонятно, что подвигнет этот самый народ на такие метаморфозы? Может ли человек с "ослабленной личностью" сам из этого состояния выбраться? Сильно сомневаюсь. Его может вывести из этого состояния только какая-то внешняя сила. Но автора, похоже, никаких соображений на эту тему нет.
И еще: "Корабль Украина уже не один десяток лет медленно погружается в мир иллюзий".
Непонятно, что имеется в виду? Нельзя ли поподробнее? И к чему эта красивость "не один десяток лет"? Куда проще было бы сказать "два десятка"?

You have no rights to post comments