Европейский режиссер снял фильм о верхушке и низах Донбасса, которых объединяет только одно – любовь к футбольной команде «Шахтер».
Со времени премьеры картины "Другой Челси" на киевском фестивале документальных фильмов Docudays прошло уже два месяца, а вокруг нее все еще идут дебаты в СМИ и Интернете. Одни считают, что немецкий режиссер Якоб Пройсс изобразил жителей Донецка в слишком темных тонах, а другие уверены, что его фильм правдиво отражает не только донецкие, но и общероссийские реалии.
17 мая фестиваль Docudays организовал повторный просмотр фильма и встреча с его режиссером в столичном Доме кино. Лента собрала полный кинозал, а финальные титры сопровождались аплодисментами зрителей. Растроганный теплым приемом, Якоб Пройсс долго рассказывал о своей любви к Донецка и возмущался лицемерием местных чиновников и богачей.
"Вышел в степь донецкую парень молодой ..."
Молодой немецкий режиссер Якоб Пройсс напоминает тот тип западного интеллектуала, который в детстве начитавшись Толстого и Достоевского, отправляется в Россию "познавать истину". Пройс давно и прочно прикипел к постсоветскому пространству. Он прожил два года в России, где выучил русский язык и научился понимать "славянский" юмор, а также работал наблюдателем на выборах в Казахстане, России и Украине.
В Донбасс Пройсс попал памятного 2004-го, когда страна разделилась на два лагеря - "оранжевых" и "голубых". Режиссер признался, что не хотел принимать устоявшуюся на Западе точку зрения, которая героизувала "оранжевых", и демонизировала их оппонентов. Он захотел сам разобраться в украинской ситуации и отправился в Донецк снимать фильм о местных жителях.
Идея будущей ленты сформировалась уже на месте. Режиссер решил снимать о двух группах донетчан - очень бедных и неприлично богатых, которых объединяла любовь к местной футбольной команде "Шахтер". Ведь их идентичность, все их грезы и надежды, так или иначе вращались вокруг "Шахтера". Эту местную специфику Пройсс и пытался продемонстрировать в своем фильме.
Мыслить и существовать
Своих персонажей режиссер представил в анимационных титрах, словно каких-то сказочных героев (возможно, для немца дончане именно такими и выглядели). Региональную власть и местных "Рокфеллеров" представлял молодой секретарь донецкого городского совета, член Партии Регионов Николай (в фильме Коля) Левченко. Мультимиллионера и владельца клуба "Шахтер" Рината Ахметова режиссеру снять не удалось, но его мощная, почти мифологическая присутствие все время просматривалась в словах и действиях его протеже Коли Левченко.
В качестве простых Пройсс снял работников местной государственной шахты - футбольного болельщика с сорокалетним стажем Сашу, любителя веселых праздников и гуляний Степановича и его любовницу Валю - пышную блондинку в леопардовой кофточке. Режиссер умышленно последовательно монтировал кард простого быта шахтеров с вызывающе роскошной квартирой Коли Левченко, чтобы продемонстрировать социальные контрасты Донецка.
Но как ни странно, и мажор Коля, и его бедные земляки демонстрировали удивительную мировоззренческую единодушие. Ведь первое, что бросается в глаза - это неумение и нежелание героев картины отстаивать собственное мнение. Создается впечатление, что она вообще у них отсутствует. Партийный функционер Коля признается, что позиция Ахметова является решающей для него. В свою очередь, простые шахтеры единогласно голосуют, а потом подписывают документы о продаже шахты, даже не понимая того, что они делают. Наконец, их начальство и не собирается никому ничего объяснять, потому что считает, что работники все равно слишком ограничены.
Складывается впечатление, что герои фильма очень нуждаются в одном конкретном ответе на все свои жизненные вопросы, а также в единой великой стране, которой был Советский Союз, единой истории, к которой они привыкли, единства правильных решений и большого хозяина над ними всеми. Поэтому Степанович, который не имеет никаких иллюзий относительно "голубых", поддерживает Януковича, поскольку он считает, что только тот может контролировать остальных преступников при власти.
Коля также осмысливает жизнь с позиции силы. Он довольно откровенно говорит, что в Украине правоохранители защищают только тех, кто управляет государством, а оппозицию ждут тюрьмы. Также он утверждает, что враги Партии Регионов будут наказаны. Съемки велись в 2009 году, поэтому эти слова воспринимаются как своеобразная предвыборная программа.
Наконец, герои картины вовсе не стремятся к определенным изменениям в политике и жизни. Для них самое главное, чтобы Донецк произвел положительное впечатление на остальную Украину и зарубеж. И в этом ему поможет футбольный клуб "Шахтер".
Поля футбольных баталий
Вся жизнь персонажей ленты подчинена матчам любимой команды. Они следят за каждой игрой, воспринимая победы "Шахтера", как свои собственные жизненные победы. Даже Коля Левченко, который не очень любит футбол, все же ездит вместе с Ахметовым на зарубежные матчи. Для него это не только способ выразить свою преданность хозяину, но еще и признак "престижа".
Саша и Степанович мечтают, чтобы их шахту купил Ахметов, однако тот занят строительством дорогого современного стадиона. Стеклянный гигант стадиона резко контрастирует с подкопченным потрескавшимися панельками, однако дончане все равно радуются его открытию. Все, кажется, согласны, что самое главное - это внешний эффект, а упорядочение шахт и благоустройство города могут подождать.
Футбол похож на местную квазирелигию. Скажем Валя, услышав церковные колокола, крестится и загадывает желание. Она считает, что этот ритуал поможет "Шахтеру" выиграть следующий матч. Победы команды в кубке УЕФА герои ждут как второго пришествия, однако заветный приз ничего не меняет в их жизни.
Вообще, фильм Пройсса наполнен важными и выразительными деталями. Режиссер подмечает, из каких чашек пьют чай его герои, какую одежду предпочитают, какие салаты готовят, какой коньяк разливают, в ккаких живут домах. Он снимает икону, которую шахтеры повесили у входа в забой - предприятие обеднело и техника безопасности ограничивается лишь Божьей помощью. Пройсс фиксирует нервные жесты Коли, который постоянно отвечает на телефонные звонки, записывает монолог Левченко о шторах, которые, по его мнению, у донецких швеек значительно хуже, чем в пятизвездочном венецианском отеле.
Вообще, по своему реализму, критичности и достоверности изображенных характеров жителей провинции "Другой Челси" может конкурировать с гоголевским "Мертвыми душами".
Кто-то после просмотра спросил Якоба Пройсса, не кажутся ему наивными герои, довольно непринужденно делящееся секретами из своей жизни. Но в действительности наивным кажется сам режиссер, искренне, по-детски возмущается лицемерию Коли Левченко или цинизму шахтеров. Его герои привыкли к существующему положению вещей, так же, как и мы, зрители. Каждые пять минут зал содрогался от смеха, хотя в действительности, надо бы было сжимать кулаки. Наконец, как писал в свое время Гоголь: "Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!"
После матча
"Другой Челси" вызвал ажиотаж не только у простых зрителей - фильмом заинтересовалось и донецкое руководство. Но, несмотря на некоторые опасения режиссера, судьба ленты в Украине складывается пока удачно - ее похвалил сам Ринат Ахметов, поэтому "Другому Челси" открылись донецкие кинозалы. Конечно, многих зрителей заинтересовала дальнейшая судьба Коли Левченко, который предстал в картине в не очень выгодном свете. Но "голубой" функционер смог повернуть свое поражение на победу, заявив на пресс-конференции в Донецке, что правда и искренность не могут быть недостатком. Ахметов поддержал своего протеже.
На встрече после сеанса один из журналистов заметил, что "Другой Челси" сделал хорошую рекламу Левченко и теперь его карьера, учитывая украинские реалии, может пойти в гору. На это Якоб Пройсс ответил: "А это уже ваше дело ". Но самое печальное, что события "Другой Челси" касаются не только Донецка. Такие же люди живут и в других городах и регионах Украины.
Источник: Украинская Правда