Четверг, апреля 25, 2024

dubСимвол Запорожья – легендарный Дуб – в который раз «меняет владельца»: земля вокруг святыни перешла под опеку новых арендаторов. Что помимо новых аттракционов для туристов это даст дереву, узнавала «Белая стрела»

Спасение дуба

Открытие Историко-культурного комплекса «Запорожский Дуб» на памяти горожан не первое: презентации были и ранее. Каждый арендатор «золотой земли» и расположенной на ней святыни вносил в комплекс новые штрихи – строения, скульптуры – и спешил показать народу, призывая чаще посещать Дуб.

 

 

За годы независимости таких арендаторов было несколько, споры о «плюсах» и «минусах» их хозяйствования точатся до сих пор. Впрочем, самый главный и болезненный вопрос «Кто «добил» дерево?» остается открытым.

Версий множество. На данный момент уже определенно ясно, что роковую роль в гибели исполина сыграли жучки-короеды. Вредоносные насекомые буквально превратили могучий ствол дерева в рыхлую трухлявую губку. В местах, где от основного ствола отпали крупные ветви, хорошо видна структура древесины: вместо прочных дубовых волокон – мелкая труха и опилки. К тому же весь гладкий ствол покрыт дырочками-ходами короедов.

Специалисты-дендрологи говорят: если бы на ранней стадии процесс взяли под контроль и обработали Запорожский Дуб специальным раствором против насекомых-пожирателей, памятник истории, культуры и природы можно было бы спасти.

Вторым не менее губительным для дерева фактором послужила гидрология Партизанской балки – «загнуться» дубу помогли грунтовые воды. С гидрологией связывают и третью версию, которая ускорила процесс – по словам некоторых ученых, строительство вокруг святыни комплекса «Запорожский Дуб» негативно сказалось на уровне и подземном движении вод и в значительной мере повредило корневую систему дерева. В результате бетонирования, укладывания фундамента под корчму, церковь и магазин сувениров и последующее вымащивание площади вокруг дуба плиткой, земля перестала «дышать». Сносить постройки и бронзовые скульптуры, чтобы восстановить природный рельеф, не стали: поздно. А вот арендатора комплекса год назад сменили. Теперь присматривать за Запорожским Дубом будет Всеукраинская федерация «Спас».

Из нового «спасовцы» в историко-культурный комплекс внесли площадку для выступлений своего конного театра и алею дубочков-сыночков вокруг Запорожского «Дуба-батька».

- Все когда-то умирает. И дуб тоже. Единственное, что можно – не трогать его и не усугублять – он может еще и сто лет прожить. Пока есть зеленая ветка, есть надежда. А чтоб «батьке» было не так одиноко и тяжко, мы высадили вокруг него 8 дубочков-сыночков, выращенных из его желудей. Все они принялись и уже зеленеют – говорит Президент Всеукраинской федерации национальных единоборств «Спас» Александр Притула.

По его словам, даже когда Запорожский дуб засохнет, пилить его и отправлять в музей никто не будет: дерево – святыня, и место вокруг него святое. Так и будет стоять исполин в окружении сыночков-преемников.

Из ожидаемых новшеств, «спасовцы» планируют поставить на территории комплекса еще один памятник. На этот раз – хранителю дуба Некифору Дейкуну, местному жителю, который ухаживал за деревом около 40 лет и умер в начале 90-х. После его смерти Дуб и стал засыхать.

Эх, дубинушка!

Сколько осталось жить Запорожскому Дубу, уверенно сказать не может никто: одна единственная ветка вопреки прогнозам зазеленела и в этом году – могучее дерево не сдается и упрямо тянется к солнцу. Тянутся к дубу и люди: место, говорят, необыкновенное, обладающее особой энергетикой. Местом паломничества Запорожский Дуб был и многие века назад. Точный его возраст сегодня никто не знает, но предполагают, что дереву больше девяти веков.

Самые ранние сведения о священном Дубе содержатся в летописях Константина Багрянородного. Также есть версии, что дуб, являющийся неотъемлемой частью образа казака Мамая – это наш запорожский исполин. Экскурсоводы обычно говорят туристам, что дуб помнит Тараса Бульбу. А по некоторым сведениям, во время Великой отечественной войны Запорожский дуб забрать в Германию хотел сам Гитлер – как символ личного могущества. Священным деревом дуб был не только у германцев, ариев и кельтов: славяне-язычники также поклонились дубам: достаточно вспомнить фольклорный образ дубов-колдунов. Многие считают дуб символом казачества. Есть и такие жители, которые приходят к дереву зарядиться энергией. За свою историю дерево обросло не одной сотней легенд. Процесс мифотворчества продолжается и по сей день. Примечательно, но одна из последних историй, связанных с дубом, гласит о том, что дерево стало засыхать, вобрав в себя человеческие грехи, злобу и безразличие. Предположение весьма символично, особенно в виду того, что Запорожский Дуб среди экологов уже давно стал Памятником безответственности людей перед природой и окружающей средой.

Лера Шварц

You have no rights to post comments